Ватикан объяснил, какое отношение вредные выбросы в атмосферу имеют к греху гордыни

Папа Римский Франциск 18 июня с.г. обнародовал второй за время своего правления основополагающий документ по богословским вопросам – энциклику «Славься» (Laudato si). В теологическом сочинении глава Церкви дал новую интерпретацию главного текста Ветхого Завета – Книги Бытия. Понтифик исходит из того, что христиане «ложно истолковывали» данное им Богом право «владычествовать над зверями и птицами небесными». Результатом ошибки стал «экологический кризис», ударивший по бедным, которых в Ватикане считают основой своей паствы.

Понтифик призывает признать глобальное потепление как научный факт и резко снизить объем вредных выбросов в атмосферу

220-страничная энциклика папы Франциска распадается на экологическую и богословскую части. В первой из них понтифик призывает признать глобальное потепление как научный факт и резко снизить объем вредных выбросов в атмосферу. В Церкви возлагают надежды на саммит ООН по вопросам экологии, который должен состояться в сентябре с.г., и климатическую конференцию в Париже, назначенную на декабрь. На них, в частности, может быть принято решение об отмене квот на загрязнение окружающей среды – практику распределения и продажи которых понтифик считает ответственной за изменение климата.

Глава Церкви называет заботу об окружающей среде «долгом христианина» и, более того, ставит «отношения с Землей» вровень с отношением к ближнему своему и к Богу

В теологической части энциклики папы Бергольо ватиканисты находят существенные новации. Понтифик, трактуя Книгу Бытия, де-факто выводит из нее экологическую риторику. Глава Церкви называет заботу об окружающей среде «долгом христианина» и, более того, ставит «отношения с Землей» вровень с отношением к ближнему своему и к Богу.

Профессор Бостонского университета Джей Майклсон называет перемену риторики Католической церкви по вопросам окружающей среды «удивительной»: «Подобные вещи и ранее можно было услышать от либеральных теологов, но никто не осмеливался предположить, что так будет говорить папа Римский». Особенное удивление у ученого вызывает призыв Франциска увидеть «мистическое» в природе. «В прошлом подобные трактовки приводили к обвинениям в язычестве», – говорит он.

Пассаж о божественной силе, присутствующей в окружающей среде, действительно позволяет поставить Laudato si в один ряд с пантеистическими сочинениями

Пассаж о божественной силе, присутствующей в окружающей среде, действительно позволяет поставить Laudato si в один ряд с пантеистическими сочинениями. «Вселенная разворачивается в Боге, который наполняет ее полностью. Поэтому мистическую суть можно обнаружить в капле росы, листе, горной тропе, в лице неимущего человека. Идеал не только в том, чтобы от внешнего двигаться к внутреннему, чтобы таким образом обнаружить воздействие Всевышнего на душу человека, но еще и находить Создателя во всех существующих вещах». Завершается пассаж о божественном измерении природы экуменистским реверансом – ссылкой на исламского мыслителя IX века суфия Али Аль-Хаваса.

Признание Ватиканом экологической проблематики и закрепление ее в энциклике – важное событие для католицизма. По учению Римской церкви, понтифик, когда он толкует христианское учение, наделен непогрешимостью. В этой связи приобретает значение критика капитализма, привычная для папы, но на этот раз помещенная в богословский текст: «Мы должны отказаться от магического по своей природе представления о рынке, будто все проблемы могут быть решены простым увеличением доходов компаний и частных лиц. Разве это разумно – надеяться, что одержимые тем, как бы максимизировать прибыль, остановятся, чтобы задуматься о вреде, наносимом окружающей среде?» «В наши дни социальная и экологическая ответственность бизнеса очень часто сводится просто-напросто к серии маркетинговых и пиар-акций», – также написал папа.

Стоит отметить изящество еще одной, и возможно ключевой, богословской конструкции, использованной папой Бергольо. Загрязнение окружающей среды понтифик выводит из стремления к «бесконечному и безграничному росту», которое называет основанным на «лжи» и выражающим дух «антропоцентризма». Подобное представление понтифик интерпретирует в духе традиционных христианских ценностей как гордыню. Таким образом экономика оказывается вплетена в сеть богословских построений.

Выход в свет первого в истории католицизма «зеленого» послания понтифика не мог пройти мимо ведущих мировых политиков, многие из которых безоговорочно одобрили документ. «Человечество обязано защищать наш общий дом, планету Земля, и выказывать солидарность с самыми неимущими, теми, кто более всего страдает от экологического кризиса», – поделился своими впечатлениями от текста генсек ООН Пан Ги Мун. Одобрительно об энциклике высказался президент США Барак Обама: «Решение папы призвать к переменам в нашем отношении к окружающей среде вызывает у меня восхищение. Папа выразил свои мысли ясно, недвусмысленно, используя весь моральный авторитет, которым наделен его сан».

Политических противников американского лидера, республиканцев, экологическая энциклика папы не только озадачила, но и поставила в неудобное положение. Правые традиционно не принимают в расчет предостережения экологов, при этом трое из претендентов на Белый дом от этой партии – Джеб Буш, Рик Санторум и Марко Рубио – являются католиками. Все они с мнением папы оказались не согласны, а Джеб Буш и вовсе предложил главе Церкви не вмешиваться в несвойственную ему область: «В течение 20 лет, с 1995 года, я являюсь католиком, но я надеюсь, что мой священник не станет наказывать меня за то, что я собираюсь сказать. Я не принимаю экономических советов от моих епископов, моего кардинала или моего папы. Я думаю, религия должна заниматься тем, чтобы люди становились лучше, но не вторгаться при этом в политическую сферу».

«Церковь не раз ошибалась в том, что касается научных вопросов, – с неожиданной стороны подошел к энциклике папы Рик Санторум, известный тем, что отрицает аргументацию экологов. – Было бы лучше, если бы она оставила науку ученым и занялась тем, в чем она действительно хороша, – теологией и моралью».

По мнению лоббистов угольной промышленности, своими предложениями папа только делает неимущих еще более неимущими

Нашлись среди республиканцев и те, кто противопоставил милосердие к бедным и призывы ограничить вредные выбросы в атмосферу. По мнению лоббистов угольной промышленности, своими предложениями папа только делает неимущих еще более неимущими.

Игорь Гашков

Источник: «НГ-религии»

comments powered by HyperComments