Принижает ли христианство женщин?

Mina Aton_Cairo - Our lord Jesus Christ with the sinful Woman

Линда Хартц Рамп

Женщины входили в Новую общину с самого начала христианства. В разные времена и в разных местах Церковь поддерживала их и предоставляла им больше свободы, чем их культурное окружение. Однако в других обстоятельствах оказывалось, что Церковь далеко отступила от Библии – по которой оба пола обладают равной ценностью.

В ранние времена христианство учило о духовном единстве. Оно, по крайней мере в возможности, смягчало суровость римского законодательства, согласно которому женщины не имели статуса граждан и законных прав. В рамках этой системы повсюду господствовало неравенство. Так, если прелюбодеяние мужчин встречало терпимое отношение, то для женщин за это была предусмотрена смерть. Идеал ранней Церкви, в противоположность этой культуре, выражают слова Павла: «повинуясь друг другу в страхе Христовом» (Еф 5:21. В Синодальном переводе – «в страхе Божием»). И женщины, как мы увидим, приобретали известное положение «во Христе», занимая ведущие роли в Церкви.

Так продолжалось и в Средние века, когда общество в целом придерживалось представления о том, что женщинам надлежит выходить замуж и рожать много детей – и действительно, в среде знати родители часто устраивали замужество своих дочерей, и даже оказывали принуждение с этой целью. Монашеская жизнь предоставляла многим женщинам привлекательную альтернативу. Это была жизнь, проходившая в благочестии, ученых занятиях, путешествиях, ее сопровождало духовное товарищество и равный диалог с церковными и монастырскими руководителями-мужчинами.

Тем не менее, в учении и деятельности Церкви попытки реализовать возможность равенства, заложенную в послании Христа, нередко были обречены на неудачу. В книге «Мужчины и женщины в Церкви: достижение согласия по руководству христианской жизнью» (InterVarsity Press, 2003) доктор Сара Самнер исследовала фрагменты церковных сочинений, весьма разрозненные, о положении женщин.

Самнер цитирует несколько свидетельств глубоких предрассудков против женщин в писаниях некоторых отцов Церкви. Первое из них взято из трактата III века, озаглавленного «Об одеянии женщин». Написал его и представил читательницам-женщинам Тертуллиан – влиятельный наставник, который ввел в богословие термин «Троица».

В нем Тертуллиан уподобляет всех женщин Еве и называет их в ее лице «вратами для Диавола», «снявшей печать с запретного дерева» и «соблазнившей того, на кого диавол не смел напасть». Именно из-за Евы, доказывал Тертуллиан, и, стало быть, из-за всего женского рода, что «человек, образ Божий», был осужден на смерть и Сыну Божию была необходимость прийти и умереть. В свете этого, добавляет он, смеют ли женщины «помышлять о том, чтобы украшать себя поверх своих кожаных туник»?

Самнер также приводит слова Амвросия Медиоланского, епископа и богослова IV в. В своем трактате «О рае» он писал, что «хотя мужчина был сотворен вне Рая, в месте меньшего достоинства, следует его считать выше, тогда как женщину, пусть она и сотворена в лучшем месте, в Раю, нужно считать низшей». Для Амвросия то, что мужчина выше женщины, было фактом природы.

Августин, который был, вероятно, самым знаменитым богословом во всей церковной истории, полагал, что Бог сотворил женщину с единственной целью продолжения рода. Он прямо говорит: «Трудно мне представить иную причину того, что женщина сотворена помощницей мужчины, если отклонить продолжение рода». По его мнению, в замысел Бога об отношении между полами дружба никак не входила. Для беседы, убеждал он, «сколь более подходит жить вместе двум друзьям мужского пола, нежели мужчине и женщине!»

Самнер резюмирует: «Если отцы Церкви хранили предрассудки против женщин, и мы знаем это, то нам следует остерегаться того, чтобы усваивать себе их предубеждения». Другими словами, «традиционное христианское представление не то же, что библейское представление о женщинах».

Тертуллиан жил в римской культуре, где брак и роль женщин ценились невысоко. Также ранняя христианская мысль испытала серьезное влияние Платона и Аристотеля, которые христианскими мыслителями не были. Аристотель считал, что в сравнении с мужчинами женщины ведут себя неразумно и неравны им в добродетелях.

Представление о том, что женщины равны в достоинстве мужчинам, стало общепринятым лишь недавно. Как доказывает Самнер, нам следует принять для себя то, что мы читаем Писание не объективным взглядом, но, скорее, сквозь линзы долгой традиции гендерного неравенства. Если мы попробуем эти линзы отложить, то начнем видеть Бога – и в этом отношении он будет выглядеть контркультурным. Ему не свойственно лицеприятие – Он не проявляет никакой пристрастности (ср. Деян 10:34)!

Три отчетливых картины о положении женщин проясняются нам из Библии. В совокупности они показывают, что Бог – Тот, Кто создает равные возможности, прощает, вооружает и наделяет властью.

Первый эпизод относится к творению: мы видим, что подобно мужчинам, женщины сотворены по образу Божию. Нести образ Божий есть удел как мужской, так и женский. Мы кость от кости мужчин и плоть от мужской плоти (ср. Быт 2:23). Сразу после того как Бог образовал и представил первую женщину первому мужчине, Он сказал мужчине, что отныне «оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт 2:24). Бог благословил как мужчину, так и женщину и препоручил им обоим власть на земле. Бог нацелил их на то, чтобы они получили опыт единения и работы – осуществления власти – рука об руку. Вот первый образ, образ творения.

Перед тем, как возник второй образ, произошла катастрофа. В третьей главе книги Бытия описано искушение и падение. Обладая свободной волей, женщина и мужчина произвели выбор, повлекший бедствие. Последствия были ошеломительными, Бог проклял искусителя, женщину и мужчину. Но есть и хорошая новость: и женщина, и мужчина имеют право получить прощение. Оба они могут восстановить свое право на истинное общение с Богом
Опять же, сам Бог берет на себя инициативу и проторяет путь возвращения в содружество жизнью и смертью своего Сына. Христос – Свет, который приходит в мир. Мужчины и женщины, которые в него веруют, составят новую семью. Они становятся детьми Божьими (Ин 1:12).

В новом «Теле Христовом» мужчины и женщины вместе получают дары для служения друг другу. Единение между мужчиной и женщиной замыслом Бога было всегда. А теперь стало замыслом Бога и единение в Теле Христовом. Он беспристрастен в раздаянии даров. «Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно» (1Кор 12:18) «каждому на пользу» (1Кор 12:7).

Где же в писаниях Библии можем мы обнаружить последствия, которые этот новый порядок принес женщинам? В главе 10 Евангелия от Луки Мария сидела у ног Хиста и слушала Его слово, а когда ее сестра Марфа стала жаловаться, что Мария оставила на нее все черную работу (что традиционно отводилось женщинам), Христос сказал Марфе, что «Мария избрала благую часть, которая не отнимется у нее» (Лк 10:42).

Это не единственный в своем роде случай – женщины оказываются в самой гуще событий, что отражено по всему повествованию Нового Завета: женщины видели, как умирал Христос, женщины были у Его гробницы. Женщин включили в число последователей Христа. Они возносили молитвы и поддерживали Тело Христово своими дарами и умениями. Позднее женщины несли учительское служение, как, например, Присцилла. Эта вторая картина света показывает, что Христос не только прощал женщин, но обеспечивал их инструментом действия и приветствовал, чтобы они у Него учились и служили Телу Христову.

Согласно третьей картине женщины равны мужчинам на небесах. В третьей картине представлена вечность. На небесах мужчины и женщины станут плечом к плечу и будут восхвалять Бога. Вот описание из Откр 22:3-5: «Престол Бога и Агнца будет в нем [посередине]. и рабы Его будут служить Ему, И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их [сиянием, в котором нуждается каждый] и будут царствовать [с Ним] во веки веков».

Принижало ли христианство женщин? Да. Делал ли это Христос? Нет. Как настаивал апостол Павел, «в семье Христа нет уже возможности разделения ни на Иудея, ни на не Иудея; ни на раба, ни на свободного человека; ни на человека мужского пола, ни женского: среди нас вы все равны, то есть, мы все в общем отношении с Иисусом Христом» (Гал 3:28. В Синодальном переводе: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе»).

В начале Бог сотворил мужчину и женщину, чтобы они были едины в браке. В Теле Христовом, в Церкви, как Бог замыслил, нам надлежит быть в общности друг с другом. В вечности, на небесах, мы будем славить Бога вместе. Воля Божия о мужчинах и женщинах состоит в том, чтобы они были вместе, бок о бок. Его сердце – единство.

Источник: Christianity Today

comments powered by HyperComments